Наш адрес: м. Цветной бульвар,
2-й Колобовский переулок, 11
+7(495) 411-30-73
О Компании Заказ онлайн Контакты

За древними стенами Кремля. Часть 2.


Доспехи

Ранее: Часть 1


  В числе изделий той эпохи, хранящихся в Оружейной палате, есть немало таких, которые живо напоминают о суровом и славном прошлом страны, о борьбе за ее объединение и независимость, о выдающихся победах и о созидательной мощи русского народа, о его славных сынах. Коллекции Оружейной палаты ныне насчитывают десятки тысяч предметов, каждый из которых представляет собою огромную историческую или художественную ценность.

Среди них много памятников, имеющих мировое историко-культурное значение. Так, например, «шапка Мономаха» и «рязанские бармы» являются выдающимися образцами искусства скани; «большой наряд» царя Михаила Федоровича — великолепный образец искусства эмали; рогатина тверского князя Бориса Александровича поражает своими загадочными многофигурными украшениями, изучению и расшифровке которых посвящена обширная литература.

В придворных мастерских, таких, как Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Мастерские палаты, Конюшенный приказ и в дворцовых хранилищах производились и сосредоточивались, разумеется, наиболее ценные и значительные в художественном отношении предметы: разнообразные виды утвари, оружия, конского убранства, одежды и пр. Среди них — множество образцов, созданных людьми, которые в совершенстве владели не одним каким-либо, а многими сложнейшими приемами обработки и украшения изделий из металла; в одном предмете сочетается несколько видов техники — сливаясь один с другим, дополняя друг друга, они придают ему законченный, гармоничный художественный облик.

Было бы, однако, совершенно неправильно рассматривать эти предметы исключительно как памятники дворцового быта. Хотя большинство из них выполнено по заказу двора, — в них отразились не только потребности представителей господствующих классов, но и художественные вкусы народа, его представления о красоте. Мастера, вышедшие из народа и воспитанные на принципах народного искусства, исполняя различные изделия, неизменно следовали народным традициям, черпали в них вдохновение для творчества.

Так, в ряде драгоценных изделий XV века (кадило московской работы 1469 года или сион Успенского собора 1486 года и др.) воспроизводятся традиционные для национальной архитектуры того времени формы одноглавных храмов. Чеканные металлические изделия (так же как образцы шитья или книжные миниатюры) исполняются в лучших традициях национального орнамента. Золотые и серебряные ковши (начиная с самых древних из известных нам ковшей, относящихся к XV веку) сохраняют характерную ладьевидную форму, свойственную исключительно русскому прикладному искусству.


Продолжение...