Наш адрес: м. Цветной бульвар,
2-й Колобовский переулок, 11
+7(495) 411-30-73
О Компании Заказ онлайн Контакты

Экспозиции Оружейной палаты


Карета - экспонат оружейной палатыК числу наиболее интересных частей экспозиций Оружейной палаты относятся коллекции карет и предметов парадного конского убранства, которые представляют большой исторический и художественный интерес. Предметы, входящие в состав этих коллекций, в XVI—XVIII веках играли важную роль в оформлении всех церемониальных процессий (царских выездов, посольских встреч и т. д.), которым тогда придавалось большое значение. В XVII веке Конюшенный приказ, ведавший царскими конюшнями, а также изготовлением и хранением предметов «конюшенной казны», был очень важной составной частью дворцового управления. Достаточно сказать, что в 1674 году штат Конюшенного приказа насчитывал 414 человек и в его ведении было более 40 000 лошадей. 
Сохранилось немало свидетельств иностранных дипломатов и путешественников о блеске и пышности парадных выездов русских царей. Так, например, секретарь венского посольства Лизек писал в 1675 году : «Следующий поезд привел нас в изумление — впереди ехал конюший, за ним вели 62 превосходных коня, на которых вся сбруя и попоны горели в золоте и серебре ...». Многие предметы, входившие в состав царской конюшенной казны, поступили в качестве даров от послов и торговых представителей Ирана, Турции, Китая, Польши и других государств Запада и Востока. Они свидетельствуют о том, как складывались и развивались дипломатические и торговые отношения между Россией и этими странами.
 Основную часть коллекции составляют предметы русской работы. Изделия талантливых русских мастеров XVI—XVIII веков славились далеко за пределами нашей страны и пользовались большим спросом на Западе. Попоны, узды, паперсти (нагрудные части конской сбруи), подшейные кисти, гремячие цепи, стремена, арчаки (седла небольших размеров с подушками), драгоценные седла, украшенные эмалью по золоту и серебру, художественной чеканкой, гравировкой, чернью — отличаются большим своеобразием форм и орнамента. Они поражают своей красотой, высоким мастерством, тонкостью и изяществом исполнения, совершенством художественного вкуса. 
Особое место среди предметов русской работы XVI—XVII веков занимают произведения выдающихся мастеров, работавших в кремлевских мастерских: Попова, Мымрина, Федотова, Афанасьева, Павлова и др. Многочисленные предметы турецкой работы характерны для турецкого прикладного искусства XVII века. Исключительно богаты турецкие изделия второй половины XVIII века. Они были присланы турецкими султанами в память о заключении мирных договоров (Кучук-Кайнарджийского и Ясского). Интересна обширная коллекция предметов иранской работы, принадлежащих к числу лучших произведений иранского прикладного искусства XVI—XVII веков. Парадные конские уборы из золота и серебра, украшенные чеканкой, гравировкой, эмалью, необычайно красочны и богаты. Типичными образцами западной конской упряжи являются предметы парадного конского убранства работы немецких мастеров. Великолепная вышивка на немецких седлах и чепраках исполнена настолько рельефно, что производит впечатление скульптуры. Среди этих вещей имеются произведения немецкого мастера Андреаса Макензена, работавшего в Данциге во второй половине XVII века. 
Предметы китайского конского убранства XVII века характеризуют национальные особенности китайского прикладного искусства этого периода: сравнительно простые формы, мягкие линии, глубину и сочность тонов красок. Помимо богатейшей коллекции парадного конского убранства, в Оружейной палате экспонируются превосходные образцы экипажей, изготовленных в России, Польше, Англии, Франции, Австрии. Коллекция экипажей, собранная в Оружейной палате, является крупнейшей в мире. Она дает богатый материал для изучения истории прикладного искусства и развития экипажного дела в России и на Западе в XVI—XVIII веках. 
Древнейшие экипажи были открытыми, кузов их укреплялся непосредственно на оси. С XVI века кузов стал подвешиваться на ремнях между четырьмя стояками. Назывались такие экипажи «колымагами». Ранним образцом такой конструкции является «колымага» английской работы конца XVI—начала XVII века. Кузов экипажей сначала закрывался занавесками потом появляются закрытые экипажи с окнами из слюды, а в дальнейшем — из стекла. В конце XVII века появляется поворотный круг, а в середине XVIII века — вертикальные и горизонтальные рессоры. Кареты обычно обивались бархатом, кожей, стенки их богато украшались живописью и резьбой, которая в XVIII веке была необычайно пышной и часто для большего эффекта покрывалась позолотой. 
Живописные и резные украшения карет иногда выполнялись знаменитыми художниками и резчиками. Красота предметов, составляющих описанные выше коллекции, высокое мастерство, с которым они исполнены, производят большое впечатление на многочисленных посетителей Оружейной палаты.